© 2019 WEB-студия кинокомпании "CREATIVE"

Сегодня

ПРОСЬБА О МОЛИТВЕ

Братья и Сестры!

Убедительная просьба в записках о здравии и о упокоении указывать не более 10 имен!

О церковных записках

Приходя в храм, мы  не только ставим свечи перед образами Христа, Богородицы и святых, прося их помощи и молитвенного предстательства за нас перед Богом, но и подаем записки, где поминаем своих родных и близких. Заказывая молитву в церкви, мы заботимся о здравии и душевном спасении наших близких или о блаженном упокоении усопших. Их имена, указанные в записках, называет священник во время молитв на Богослужении. Это особая форма прошения за людей перед Господом. Ведь храм –  особенное место на земле, где невидимо пребывает сам Господь Бог. Такая молитва в храме, когда все вместе, «соборно» молятся верующие и священник, имеет особую благодатную силу. Ибо как сказал Господь: «Истинно также говорю вам, что если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего Небесного, ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Мф. 18, 19-20).

Кроме записок «О здравии» и «О упокоении» существуют так называемые книжки-помянники, которые также можно приобрести в храме или в магазинах Православной книги. Издавна в семьях, хранящих православные традиции, в такие особые книжечки записывали имена живых и умерших родственников. Помянник подавался для поминовения в церкви во время богослужения. Как правило, книжки-помянники бережно хранились в доме возле икон, ведь это память для потомков о живших ранее предках семьи.

Фактически церковная записка – это тот же «разовый» помянник, и к ней следует относиться с таким же благочестивым уважением.

Виды церковных записок

● простая записка о здравии: священник поминает имена из записок при молитве во время Богослужения;

● заказная записка о здравии (внизу записки надо написать «заказная» или «з») священнослужитель поминает людей в молитве перед престолом;

● записка на ектению: имена поминаются на Литургии во время сугубой ектении во всеуслышание;

● молебен (сверху записки пишем, например - «молебен целителю Пантелеимону о здравии»): молебен - это особое Богослужение, при котором просят Господа, Богородицу, святых о ниспослании милости или благодарят Бога за получение благ. В храме молебны совершаются после Литургии, а также после утрени и вечерни. Общественные молебны совершаются в дни храмовых праздников, на Новый год, перед началом учения года, при стихийных бедствиях и по другим особым случаям. Другие молебны совершаются по просьбам и нуждам верующих.священнослужитель в храме совершит молитву за людей из записки определенному святому, которого вы укажете. Например, совершит молебен святой блаженной Матроне или Николаю Чудотворцу. Записка на молебен, в отличии от обычной записки, начинается с указания, какому святому возносится молебен, пишется, о здравии он или о упокоении. Затем перечисляются имена тех, о ком будет возноситься молебное пение, по тем же правилам, что в простой и заказных записках;

● сорокоуст: это сорокадневное поминовение о здравии (или о упокоении) во время Литургии с выниманием частицы из просфоры за того человека, о котором просят молитв, т.е. священник вынимает частицы из просфор и в конце Литургии опускает эти частицы в Святую Чашу, в которой находятся Тело и Кровь Христовы, с молитвой: «Отмый, Господи, грехи поминавшихся зде Кровию Твоею Честною». Совершением этого священнодействия душам поминаемых по запискам людей подается благодать Святого Духа. Сорокоусты заказываются не только о упокоении, но и о здравии, особенно о тяжелобольных. Можно заказать поминовение живых или усопших на месяц, на полугодие, на год.

Записки о упокоении.

Физическая смерть человека еще не означает полного покоя для усопшего. Его душа может страдать, не находить себе покоя, ее могут мучить нераскаянные грехи, угрызения совести. Поэтому мы, живые, молимся об усопших, просим Бога дать им покой, облегчение. Для душ умерших их поминание, особенно в храме имеет большое значение.

● простая записка о упокоении: священник поминает имена из записок при молитве во время Богослужения;

● сорокоуст – это сорокадневное поминовение об упокоении души во время Литургии  (напомним, что сорокоуст бывает и о здравии);

● панихида: к заупокойным требам относятся панихиды и отпевания.

Церковное поминовение усопших совершается только о тех, кто был крещен в православной вере. Православная Церковь не возносит молитв об усопших, сознательно отвергших Бога, отпавших от Православия в расколы, ереси и секты, отлученных от Церкви.

Панихиды по самоубийцам не совершаются. Тем более они не могут быть поминаемы на Литургии.

Кроме этого совершаются особые поминовения всех сподобившихся христианской кончины, равно и тех, застигнутых внезапной смертью, которые не были напутствованы в загробную жизнь молитвами Церкви. Совершаемые при этом панихиды называются вселенскими.

Записки, подаваемые на панихиду, поминаются во время заупокойной сугубой ектении во всеуслышание, а также на Литии - кратком заупокойном богослужении. Также за них вынимаются Частицы на Проскомидии. Проскомидия совершается перед Литургией, и за каждое имя, указанное в записке, из просфор вынимаются Частицы, которые впоследствии опускаются в Чашу с Кровью Христовой с молитвой о прощении грехов поминаемых.

Панихиды принято совершать на третий, девятый и сороковой день после смерти, в дни рождения усопшего, дни именин, смерти и т.д. Если вы заказали панихиду, вам желательно самим присутствовать во время их служения и усердно молиться вместе со священником.

В записках о упокоении нельзя также упоминать имена усопших, причисленных к лику святых. Мы не молимся за них, но обращаемся к ним за молитвенной помощью. Это они, находясь у Престола Божия, молятся о нас.

Правила оформления церковных записок

Для того, чтобы подать записку в храме, существуют определенные правила. Но вначале следует запомнить самое главное: в записках на Проскомидию не пишутся имена людей, не крещенных в православной вере.

Любые записки можно подавать заранее, а также накануне вечером и в день поминовения до начала Литургии.

Разберем правила написания записок:

● Имена необходимо писать разборчивым почерком в родительном падеже, то есть, вписывать имена, задавая себе вопрос: мы молимся о здравии или упокоении кого? - Андрея, Ольги, Елены… Но неправильно писать -  Андрей, Елена… Вписывая имена, старайтесь подумать о каждом из этих людей с искренним пожеланием им блага от чистого сердца.

● Имена следует писать полностью: не Лиза, но Елизавета, не Саша, но Александр и т.п.

● Все имена должны быть даны в церковном написании, то есть в записках нужно писать полное христианское имя, которое было дано при крещении. При этом не следует использовать уменьшительно-ласкательные имена (например – Степочка вместо Стефан или Светочка вместо Фотина и т.п.), даже если упоминается имя ребенка.

● Прежде чем вписывать нетрадиционные имена близких и друзей, нужно узнать, какое у них христианское имя. Если человек назван неправославным именем (например – Руслан) или именем, которого нет в святцах (например – Октябрина и т.п.), нужно узнать, является ли он православным христианином (православной христианкой). Если этот человек крещен, но мы не знаем его христианского имени, то в записке можно указать рядом с его именем, в скобках (крещ.). Тогда священник будет знать, что этот человек крещен в православии.

Существует определенная последовательность написания имен людей в записках:

 

● Первыми упоминаются священнослужители обязательно с указанием сана (при этом используются следующие сокращения):  патриарха (патр.)…., митрополита (митр.) …., архиепископа (архиеп.) …., епископа (еп.) …., протопресвитера (протопр.) …., архимандрита (архим.) …., протоиерея (прот.)…., игумена (игум.)…., иеромонаха (иером.)…., иерея (иерея) …., архидиакона (архид.)…., протодиакона (протод.)…., иеродиакона (иерод.) ….,диакона (диак.)…., иподиакона (ипод.)…., монаха (мон.) …., монахини (мон.)….,послушника (посл.) ….,послушницы (посл.)….

● Далее следует имя вашего духовного отца (с указанием сана)— священника, который вас наставляет, заботится о спасении вашей души, молит о вас Господа.

● Затем перечисляются детские имена:

• младенца (младеницы) …. – это ребенок до 7 лет - сокращенно (мл.);

• отрока (отроковицы)…. – это ребенок от 7 до 14 лет – сокращенно (отр.).

 

● Теперь вписываются имена всех остальных взрослых мирян:

 

(сначала мужские имена, а затем женские):

• имена ваших родителей;

• свое имя;

• имена членов вашей семьи, близких и родных;

• имена ваших благодетелей;

• если у вас таковые имеются, то далее пишете имена своих недоброжелателей, обидчиков, завистников и врагов;

По благочестивой традиции после списка имен обычно вписывают фразу

«Всех православных христиан», которая говорит о том, что вы желаете

спасения всем без исключения, православным христианам, имена которых вы могли забыть, или не знать.

● В качестве дополнения к имени вы можете написать (в понятном сокращении):

• воина - (в.);

• болящего - (бол.);

• путешествующего - (путеш.);

• заключенного - (закл.);

• беременной (непраздной) - (непр.).

● Дополнительная информация, которую вы можете указать в записках «Об упокоении»:

• новопреставленного (новопреставленной)— усопшего в течение 40 дней после кончины (сокращенно "нов.");

• приснопамятного (приснопамятной) – усопшего (усопшей), имеющего в этот день памятную дату – день смерти, день именин или день рождения (сокращенно п/п).

● К именам наших сродников или знакомых, которые мы пишем в записках о здравии или упокоении, нельзя приписывать титулы святых. Например, поминая соседку Марию, благочестивую христианку, нельзя написать «о здравии блаженной Марии» или «старицы Марии». «Блаженная» и «старица», а также «праведная» - это официально принятые титулы святой, присвоенные ей Церковью, но их нельзя применить к обычным людям, даже отличающимся особо благочестивой и праведной жизнью.

АНИМЭЙТ v.3.5